вторник, 4 мая 2021 г.

Линейки для пэчворка. Обзор/сравнение. OLFA, Fiskars, Sew Easy, Creative Grids.

За последние годы мне удалось приобрести некоторое колличество линеек для пэчворка от разных производителей. Намерения собирать такую разношерстную коллекцию у меня не было, просто брала то, что находила и на что хватало средств. Однако не все мои вложения были удачны. Поэтому делюсь наблюдениями с вами, чтобы, выбирая инструменты для пэчворка вы могли осознанно приобрести, что необходимо, а не покупать кота в мешке, как было у меня:)

Дисклеймер: Рассказываю о своем опыте, так что будет присутствовать некий субъективизм. Свое мнение никому не навязываю, ни в чем не убеждаю, а рассказываю как было у меня и что я обо всем этом думаю:))) Всем счастья, мира и добра!

Статья будет состоять из двух частей. 
В первой расскажу о базовых линейках (квадратные, прямоугольные). Текста будет много, так что запасаемся терпением, вкусняшками и любимыми напитками!:) 
Во второй части - о специальных (треугольная, шестиугольная, для кругов и т.д.). Однако, вторая часть будет не скоро, так как ко мне приехала новая линеечка и перед обзором надобно ее как следует потестить:)

Учитывать буду следующие параметры:
  • разметка
  • читабельность (как видно разметку на темных и светлых тканях)
  • доступность (сразу оговорюсь: я работаю с дюймами,  поэтому  будет учитываться  доступности в дюймах в моей стране (я живу в Украине))
  • противоскользящее покрытие будет оценено по шкале от 0 до 3, где
                        0 - покрытие отсутствует
                        1 - покрытие есть, но плохого качества (быстро стирается, царапается и тд)
                        2 - покрытие есть, хорошего качества, но иногда проскальзывает
                        3 - лучшее покрытие (справляется со своей задачей полностью)

  • Так же в отдельный пункт вынесу то, с какого угла начинается разметка. Я называю это "рабочий угол" - это тот угол с которого начинается отсчет разметки на линейке и с которого предполагается откладывать нужное расстояние и отрезать ткань.  И здесь остановлюсь подробнее, чтобы было максимально понятно о чем я говорю :)
К сожалению, как вы сами заметите, не всегда рабочий угол линейки совпадает с вашим личным "рабочим углом" - то есть тем, с которого вам удобнее работать. 

Я правша и у меня рабочий угол верхний правый.  Если вы левша - у вас скорее всего это будет верхний левый.... Однако у некоторых линеек разметка начинается с нижнего угла! Но обо всем по порядку:)

Если не интересно или уже и так все понятно, то пролистывайте вниз до линеечки от Olfa. У автора заглючила техника и отказалась убирать эту часть под кат:))
____________
Итак, начнем с варианта, когда рабочий угол линейки совпадает с вашим.
Как видите на фото ниже, отсчет разметки начинается с правого верхнего угла и идет влево по вертикали и вниз по горизонтали. (оранжевыми стрелочками на всех фотографиях показано направление движения моей руки.) 
В таком случае мне удобно отсчитать нужное количество как по вертикали так и по горизонтали (дальше будет понятней). 
Я всегда сначала отрезаю по вертикали справа от линейки.


А затем по горизонтали сверху. 

Таким образом, за один раз получается обрезать две стороны. Да, знаю, о чем вы подумали: "Странная какая-то, объясняет очевидные вещи! Как будто мы сами не знаем!" 
Соглашусь, что очевидные, однако есть и те, кто всегда обрезает только одну сторону и для них отмерять снизу бывает как раз удобнее. Я просто показываю как работаю я, чтобы было понятно, что такое рабочий угол и почему он важен (на мой скромный взгляд☺))
____________________
А теперь рассмотрим вариант, когда рабочий угол не совпадает с вашим.
Например, мне нужно отрезать прямоугольник размером 5х9 дюймов. Сначала я отмеряю 5 дюймов по вертикальным значениям (на фото ниже обведено оранжевым) и отрезаю.


Теперь мне надо отмерить 9 дюймов по горизонтали и тут мы видим, что отсчет на линейке по горизонтали начинается снизу вверх  и таким образом для меня (любителя подравнивать сверху) стартовое значение оказывается 3 (показано красной стрелочкой). Вот это и есть несовпадение того как вы работаете, с тем, что предлагает делать вам линейка (а точнее, её создатели, которые решили сделать именно такую разметку)) Согласитесь, неудобно каждый раз отмерять нужное расстояние не от 0, а от каких-то других чисел. 

Конечно, есть варианты приспособиться. Я например, располагаю линейку горизонтально и вот он мой рабочий угол снова верхний правый (см. фото ниже). Но при этом цифры развернуты горизонтально и вообще, по моему опыту, такой способ адекватно работает только с маленькими линейками (до 12 дюймов). Если таким же макаром попытаться работать с линейкой длинной 24 дюйма, то велик шанс съехать при раскрое и вместо полосы получить волнистое нечто)) Все таки длинные полосы проще кроить вертикально от себя))

Вообще, я считаю, что рабочий угол - очень важный параметр, на который многие не обращают внимание при покупке линеек (в том числе и я). А потом получается следующая картина:
по началу ошибки при раскрое совершаются чаще, чем того бы хотелось. Особенно пока не привык к этой особенности линейки. После того как привык- проблема вроде бы как нивелировалась... До тех пор, пока не появляется линейка от другой фирмы, где снова таки рабочий угол будет уже с другой стороны! И снова приходится привыкать к конкретно этой линейке. А потом появляется третья со своим, уже третьим рабочим углом, который снова так и не совпадает с твоим. Короче, когда кроишь много разных деталей и приходится использовать их все, то запутаться в линейках, их разметках и сделать ошибку - вопрос времени. И это может быть настоящей катастрофой, если это был последний отрез ткани. 

Это кстати, хорошая причина покупать линейки от одного бренда - так, если даже ваш рабочий угол не совпадает с рабочим углом линейки - вам будет неудобно лишь первое время, пока не привыкните. Зато потом опасаться будет нечего, так как скорее всего внутри бренда "рабочий угол" на всех линейках данного типа один и тот же:)

Итак,  теперь перходим непосредственно к обзору линеек. Располагаются они будут в том порядке, в котором я их приобретала, а не по какому-то предпочтению.

!!!На следующих фотографиях рабочий угол линейки будет указан голубыми стрелочками и показывать направление разметки!

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

OLFA

Производство: Япония.
Размер: 6х24 дюймов.

Это моя первая линейка. Покупала ее в наборе с ножом и матом. Служит мне верой и правдой более 6 лет.
Особенность линейки в том, что она из серии Frosted ("замороженная") - имеет сатиновое покрытие, благодаря которому разметка легко читается как на светлых, так и на темных тканях (видно на фото ниже). Так же производитель утверждает, что оно противоскользящее - отчасти правда и в сравнении с линейками без покрытия, olfa ведет себя на ткани стабильнее.


Как видно на фото выше рабочий угол у линейки верхний левый. Когда эта линейка была одна, особого неудобства не замечала. Проблемы начались, когда их стало 3 разных:)

По качеству претензий нет. За 6 лет интенсивной эксплуатации чуть чуть потерлась разметка на рабочем угле и в первое время от агрессивной резки (не знаю как я так умудрилась) чуток скололся уголок, но на точность раскроя это не влияет. (на фото отмечено красным кружочком).

Плюсы:
  • Разметка тонкая, точная, есть линии в 15, 30, 45, 60 градусов!
  • Противоскользящее покрытие вполне норм (2 бала!)
  • Читабельность отличная
  • Относительная доступность (в метрической системе)
Минусы:
  • За счет длинны все таки немного соскальзывает
  • Довольно маленький выбор специализированных линеек
  • Трудно найти в дюймах.
  • Рабочий угол линейки - верхний левый
  • Дороговаты, однако, цена соответствует качеству, так что этот пункт не могу отнести к  однозначным минусам)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Sew Easy


 Австралия

У меня от этой фирмы две линейки:
  1. Квадратная на 6,5 дюймов
  2. Hexagon - шестиугольная (но о ней будет во второй части)
 На квадратной линейке разметка красного цвета - хорошо видна на светлых тканях, на темных похуже, но в принципе читабельно. В общем разметка неплохая, есть градусы, что очень удобно.
Главный минус линеек - отсутствие какого либо антискользящего покрытия, так что катаются по ткани - как сыр в масле. Без специальных стоперов (о них будет отдельно сказано в конце статьи) трудно использовать, особенно если работать нужно быстро.

И еще один неприятный момент - у моей квадратной линейки брак (я о нем когда-то уже писала) - нижний край срезан на миллиметр, так что она не идеально квадратная и рабочие остаются только три стороны.
И знаете, скажу честно: я тогда прям очень сильно ругала эти линейки, поскольку искренне считала, что не годиться продавать кривые линейки.  Но думала я так  ровно до того момента, как ко мне приехали линейки от Fiskars. Тогда я поняла, что могу простить Sew Easy этот брак как минимум за адекватную разметку:)

Плюсы
  • Разметка (тонкая, точная, есть линии на 30, 45, 60 градусов)
  • Рабочий угол линейки - верхний правый (удобна для правшей)
  • Доступность (в метрической системе найдете без труда, иногда есть и в дюймах)
  • Довольно демократичная цена
  • Неплохой выбор специализированных линеек, лекал, шаблонов
  • Хорошая читабельность на светлых тканях
Минусы
  • Противоскользящее покрытие - 0
  • Попадаются бракованные
  • Читабельность - хуже видно на темных тканях, на ярко красных вообще почти сливается


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Fiskars

Производство США (вроде бы:)

У меня набор из 3х линеек:
  • 4,5 дюйма
  • 8,5 дюйма
  • 12,5 дюйма
  • и еще докупила четвертую линейку на 6,5" (чтобы заменить бракованную от Sew Easy).
Возлагала на эти линейки большие надежды (поэтому и накупила столько), однако они не оправдались. 
Во-первых, разметка - она какая-то... эм... странная? Представляет из себя неточные черные линии в белой обводке - якобы, чтобы было лучше видно на темных тканях, но по факту этот белый не является прозрачным и тем самым утолщает линии разметки в два раз. В итоге получились просто жирные линии. К тому же черные линии не отцентрированы относительно белых, так что вообще не понятно на что ориентироваться. 
Во-вторых, с двух сторон у линеек оранжевым выделен припуск в 1/2 дюйма, на котором есть как бы разметка, но должна она быть черной или вот такой прозрачной - не понятно. На официальном сайте вроде фото, где она прозрачная...Но она слишком тонкая и почти сливается с оранжевым фоном, так что в таком виде пользоваться ей довольно затруднительно (это хорошо заметно на фото ниже).
Противоскользящего покрытия  нет. 
Но! - у них есть разметка в градусах и они точно совпадают с заявленным размером (нет никаких подрезанных сторон как в Sew Easy), так что я все равно их использую для финального подравнивания блоков:)

Вообще, я так понимаю здесь больше лотерея. Я решилась купить эти линейки не просто так, а  после того как увидела их у  Lori Holt и Emily Dennis. И вот у них линейки от этой же фирмы вполне себе юзабельные. Как видно на фото справа разметка тонкая и на оранжевом припуске все пропечатано черной краской. Так что если будите покупать, то  наверное лучше лично в физическом магазине, а то через интернет велика вероятность оплошать. Ну или только с проверенных сайтов:)

Плюсы:
  • Демократичная цена
  • Соответствуют заявленному размеру
  • Есть линии на 30, 45, 60 градусов.
  • Рабочий угол - верхний правый или нижний левый.
  • Есть интересные складные модели
  • Читабельность - хорошая на всех видах ткани.
Минусы:
  • Разметка ( с пропусками, слишком толстые линии, следовательно затрудняют точный раскрой)
  • Противоскользящее покрытие - 0
  • Оранжевые припуски не читабельны

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Creative Grids

Производство: США

Особенность этих линеек в их противоскользящем покрытие. Хотя это даже не покрытие, а скорее тип поверхности - сверху линейка гладкая, а снизу в пупырышку, что и делает ее супер устойчивой! (указано сиреневыми стрелочками на фото ниже)

Сейчас будет немного истории. Несмотря на то, что линейки производятся в США, начало свое они берут в Англии в 1989 году. Основательница фирмы - Шейла Вотерфилд (Sheila Waterfield). У её семьи было производство, в котором они использовали пластик, обрезки и остатки от которого Шейла решила применить для создания шаблонов для квилтинга, которым были увлечены ее друзья. 
Идея была удачная и вскоре ассортимент шаблонов заметно расширился. 
Далее Шейла решила печатать разметку в черных и белых цветах, чтобы она была одинаково хорошо видна как на светлых, так и  на темных тканях. А позже придумала и знаменитое противоскользящее покрытие для своих линеек, которое стало отличительным знаком этой марки. 

Когда к разработке дизайна линеек перешла ее дочь Рейчел Кросс (Rachel Cross), была добавлена еще и Turn-A-Round feature - "поворотная" фишка (кстати, была запатентована! Это вам не хухры-мухры:)) на двух сторонах линеек цифры напечатаны в белых кржочках - это целые числа. Две другие стороны напечатаны черным цветом - это половинные значения. 
Таким образом, вы поварачиваете линейку той стороной, какой тип значений вам нужно раскроить.
Все линейки основной серии как раз отмечены Turn-A-Round,а диазйнер указана Rachel Cross :)


У меня эти линейки появились уже после того, как я опробовала дизайнерскую линейку (о ней будет ниже), так что здесь уже была уверена в решении и закупила сразу самые ходовые для меня размеры:
  • квадратные: 4,5 дюйма, 7,5 дюйма, 16,5 дюйма
  • прмоугольная: 6,5х12,5 дюймов
К поворотной их фишке я как-то была равнодушна, но на деле оказалось довольно удобно, особенно когда нужно раскроить большое колличество одинаковых деталей. Линейки не скользят, разметка видна очень хорошо.
Однако есть один недостаток: у квадратных линеек присутствует линия только в 45 градусов.
Зато у прямоугольных есть все градусы. А линий в 45 градусов, аж две и они пересекаются точно в 1/4 от края линеек. Это сделано для того, чтобы линейку можно было использовать для подравнивания блоков гусиков (Flying geese)

 На темной ткани особенно хорошо видна разметка в градусах.

 Плюсы:
  • Отличное противоскользящее покрытие (3 бала!) и соответсвенно нет необходимости докупать стоперы:)
  • Разметка (точная, тонкая)
  • Читабельность - хорошо видна как на светлых, так и на темных тканях.
  • Огромное разнообразие специализированных линеек! (бОльшего я пока что в других фирмах не находила)
  • Выпускаются как в метрической, так и в имперской системах измерения.
Минусы:
  • Цена (дорогие, но оправдывается качеством)
  • Доступность: в моей стране нет в продаже ни онлайн, ни тем более в локальных магазинах. Однако, в Великобритании у них есть филиал с официальным сайтом, на котором можно найти почти весь ассортимент как в сантиметрах, так и в дюймах. Так что посылка будет идти не со штатов, а поближе)
  • В квадратных линейках есть линия только в 45 градусов.
  • У прямоугольных линеек  - рабочий угол нижний правый.
_________________
Так же Creative Grids сотрудничают с внушительным количеством квилтеров и дизайнеров, которые в коллаборации выпускают свои варианты линеек (поэтому у них такой огромный ассортимент - 140 видов!!!:)) и каждая из них имеет свои особенности. 
У меня это специализированная линейка от Lisa Bongean. Называется Itty-Bitty Eights Rectangle Ruler 3in x 7in.
(Это была моя первая линейка от creative grids.)

Особенность конкретно ее линеек в том, что в разметке полностью прорисованы линии всех значений. Это очень удобно для создания мини-квилтов, когда приходится работать с деталями, размеры которых исчисляются не в четвертях, а в 1/8 дюйма. У Lisa довольно много таких проектов, так что, думаю для ее фанатов эти линейки настоящее спасение:) С мелкими деталями и вправду работать намного удобнее.

Плюсы именно этой серии: 
  • Все те же, что и основной серии, а так же:
  • Полностью прорисованы линии всех значений вплоть до 1/8 дюйма.
Минусы именно этой серии:
  • Все те же, что и основной серии.
  • Все прямоугольные линейки этой серии не имеют вообще никакой разметки в градусах!

Несмотря на указанные минусы этой линейки, все равно обнаружила, что бОльшую часть времени я кроила именно ей. (Особенно она оказалась удобной во время пошива Дорогой Джейн!) 
То есть на протяжении полутора лет, всегда, когда у меня была возможность раскроить именно этой линейкой, я кроила ей. Для меня это было очень важным показателем, так что после этого я и решила, что буду потихоньку инвестировать в линейки именно от этой фирмы. 

Честно скажу - привыкнуть к тому что рабочий угол у линейки - нижний правый, было нелегко, но я согласна мирится с этим неудобством, поскольку противоскользящее покрытие и отличная читабельная разметка для меня перекрывают все ее недостатки:) 


_______________________________________________________________________________

Суммируя все вышесказанное 

хочу сказать, что данный обзор сделан не с целью сказать, что вот эти линейки хорошие, их берите, а те плохие - не берите. Совсем нет. У каждой линейки есть свои плюсы и минусы. Просто, гораздо лучше, когда ты знаешь обо всех особенностях продукта и осознанно покупаешь то, что считаешь нужным  и знаешь с чем сможешь мириться, а что для тебя неприемлемо.  
А не так как было у меня с Fiskars - толщина разметки для меня  оказался очень важный параметр, так что я была очень расстроена потратив кучу денег на линейки, которыми мне не удобно пользоваться. В то же время несовпадающий рабочий угол в Creative grids для меня не такая большая проблема и последующие линейки этой фирмы я покупала уже осознанно и довольна своим выбором:)
Из моей истории с Fiskars всплывает  и другой вывод: не берите сразу много линеек от производителя, которого не знаете. Купите одну на пробу, если вам подошло - тогда уже вкладывайте в понравившийся бренд. Я просто на тот момент еще не знала, что линейки могут настолько отличаться между собой, и что эти отличия будут так сильно ощущаться в работе! Теперь знаю. И вы тоже:))

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

True Grips.

А теперь по поводу стоперов. Они бывают из различных материалов, прозрачные и нет.
У меня вот такие:


 Внутри находятся сами стоперы и брошюрка с другими продуктами компании

Как видите у этой фирмы довольно специфические ножи и линейки.
Удобные или нет - не знаю, не пробовала:)
  Меня больше всего заинтересовал вот этот агрегат на первой странице:
 True Sharp - это устройство для заточки лезвий для дисковых ножей. Очень интересно как оно в действии. Если кто имеет или пробовал этого чудо-зверя, пожалуйста, поделитесь впечатлениями))

Но возвращаемся к стоперам. По сути - это резиновые кружочки на клейкой основе. Запах резины из упаковки очень сильный, но на линейках выветривается.

Как выглядят в приклеенном виде видно на фотографиях линеек в статье.

В упаковке всего 15 больших кружков, внутри, которых, вырезаны маленькие. Можно лепить вместе, а можно разделить. У меня на две линейки ушло 10 кружков и это при том, что я экономила и делила их как могла.
Кстати, вот эти остатки от использованных кружков я потом нарезала на квадратики и треугольники и тоже использовала.

Сзади подложка от стоперов выглядит вот так:
Не знаю зачем, но может кому-то эта информация будет нужна :)
Плюсы:
  • линейки действительно становятся устойчивее. 
  • Они прозрачны, так что не мешают читать разметку.
Минусы: 

  • Одноразовые 
  • трудно отодрать, если прилепил не туда куда хотел
  • со временем резиновая часть отклеиваются и остается глянцевый кружок клеевой основы. Повторно ничего не приклеить

  • Нарушают гладкость нижней поверхности линейки, так что когда нужно немного подвинуть линейку, стопер упирается в ткань и сминает ее. Приходится приподнимать линейку, что не очень удобно, когда тебе, например, надо было сдвинуть ее всего лишь на 1/8 дюйма!
  • Дорогие (6$ за 15 кружков!)
Брать или нет - решать вам. Мне они очень пригодились для линеечек без покрытия. Но, посчитав их стоимость и "срок жизни", поняла что мне проще вложиться в линейку с хорошим покрытием:)
____________________________________________________________________

Далее о том, чего нет, но очень хочется:)

Хоть я и остановила свой выбор на Creative grids, однако из любопытства еще хотелось бы попробовать линейки от Lori Holt (потому что милые и  не скользят - но правда ли?:)), Стеганного цветочка и Quilters Select. 

Последние американки прям активно нахваливают. Насколько я поняла, они с сатиновым покрытием, впрочем как и линейки от Стеганного цветочка: интересно насколько эти покрытия отличается между собой и от того, что на линейках Olfa? 
Но в любом случае не думаю, что оно стабильнее, чем у creative grids.

Однако Quilters Select  имеют очень интересную разметку: на каждой грани числа дублируются, сначала сверху вниз, а потом в обратном направлении (см. фото). Думаю это решает проблему несовпадения рабочего угла, что несомненный плюс! (ну для меня уж точно:)
К тому же есть варианты линеек с линией только в 45 градусов или же в 30,45 и 60 градусов.
Но они дороже чем creative grids и ассортимент довольно ограничен. Квадратная линейка на 6,5 дюймов от Creative Grids стоит порядка 16$, в то время как такого же размера от Quilters Select обойдется  в 19$ и выше. (цены на конец 2020-начало 2021 года)
(Вообще, разметка очень похожа на Olfa, но с лучшей нумерацией и дороже:)

Короче, кто не стеснен в средствах и возможностях, советую обратить внимание:)
***
Так же много слышала о линейках Omnigrid, однако их линеек для кроя у меня нет, так что ничего не могу сказать. Разве что: они очень доступны в сантиметрах - видела их буквально в каждом магазине, в котором есть хотя бы мало-мальский отдел для квилтинга:)
-------------------------------------------------------------------------------------------


Ну вот вроде и всё.
Тем, кто дочитал до конца - благодарность, уважение и тонну терпения в копилку:)
Делитесь своим опытом, мнением и советами в комментариях. Мне будет интересно узнать о том, чем пользуетесь вы и довольны ли своим выбором? На что поменяли бы?:)

4 комментария:

  1. спасибо, очень познавательно..

    ОтветитьУдалить
  2. где можно ознакомиться со 2 частью статьи? Я только начинаю знакомиться с Пэчворком, для меня Ваша статья - это окно в мир Пэчворка, в мир инструмента, самого главного, без чего не обойтись! Спасибо Вам огромное! За Ваш труд? Статья супер!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо за теплые слова:) Я очень рада, что мой труд не был напрасен и вам была полезна эта информация!
      Над второй частью я только начинаю работать. Точную дату выхода не озвучиваю, так как еще не уверена в каком формате это будет: статья или может решусь на видео:)
      В любом случае о дате публикации обязательно будет объявлено в моем инстаграме (greta_flos) и facebook (справа в колонке есть кнопка/ссылка на мою страничку).
      Желаю вам море вдохновения и творческих успехов!:)

      Удалить